Возраст населенных пунктов принято исчислять по первому письменному упоминанию.
Впервые Люберцы упомянуты в писцовых книгах за 1623-1624 гг.
…В 21 километре от столицы лежит город Люберцы, некогда деревня с девятью крестьянскими дворами…
Одно из первых названий этой деревни - Назарово - не прижилось в народе. Другое название - Либерицы - казались народу названием странным, не русским. С тех пор начались попытки найти деревне другое, более приемлемое, имя. В 1632 году, после постройки церкви Преображения Господня, деревня стала селом Либерицы.
Первоначально владельцев было двое. У дьяка Ивана Грязева шесть крестьянских дворов да три - у подьячего Федора Порошина. А до них селение принадлежало Горсткиным, еще ранее было в поместье у Михаила Старого да Богдана Озарнова. Федор Порошин в дальнейшую историю нашего города не вписывается: продал свою долю Кузьме Урусову, а тот в 1627 году – Ивану Грязеву, который и стал единоличным властелином небольшой деревушки.
Грязев был думный дьяк. А думные дьяки занимали не последнее место в русской иерархической лестнице, уступая только боярам, окольничим и думным дворянам. По происхождению дьяк вряд ли был знатен родом. Фамилия, доставшаяся ему от нелестного прозвища, красноречиво о том свидетельствует. Ее носитель долго выбивался в люди, грудью прокладывая путь в высшие эшелоны власти. В 1615 году он еще только подьячий в Разрядном приказе - одном из центральных правительственных учреждений. Но его уже ценят. Он едет с посольством в "Аглинскую землю" - Англию.
На следующий год его посылают к ногаям, которые в Смутное время отстали от Москвы. Удача сопутствовала ему. Он привел ногайских мурз и всех улусных людей под царскую руку в прямое холопство, взял заложников из-под Бухары и выручил из ногайского плена 15 тысяч русских. За одно это, за освобождение 15 тысяч россиян из горькой неволи, можно с почтением произносить его имя.
Грязев был близок к трону. В документах отмечается его участие в царских торжествах: в день Рождества Христова был у государева стола дьяк Иван Грязев... В день ангела царицы Евдокии Лукьяновны был у стола он же...
Его по-прежнему посылают в другие державы с посольством. Приводилось ему также принимать иностранных гостей. 15 декабря 1633 года у государя был турский (турецкий) посол, а речи ему говорил посольский думный дьяк Иван Грязев. А по лавкам сидели бояре, окольничие и стряпчие в золоте. Да при государе же были рынды (телохранители) в белом платье. Грязев постепенно округлял свои владения, прикупал соседние деревеньки, пустоши. Незадолго до смерти он сделал еще один шаг к возвышению Люберец: построил церковь, превратив деревню в село.
"Новоприбылая церковь в Московском уезде, в вотчине дьяка Ивана Грязева, во имя Преображенья Господня, да в пределе Иоанна Предтечи, дани положено 5 алтын 2 деньги, и нынешнего 140 (1632) года, февраля в 24 день, по челобитью дьяка Ивана Грязева, дана ему Государева несудимая грамота, а ведено ему с той церкви дань платить на Москве вдвое. И февраля в 28 день те деньги на нынешний 140 год платил Иван Грязев".
Алтын - старинная русская монета достоинством в 3 копейки, деньга - полкопейки. На Руси, до Петра 1, летоисчисление велось "от сотворения мира", а мир, как утверждают, был сотворен за 5508 лет до рождения Христа. Церковь построена в 7140 году. Из этой цифры вычтем 5508 и получим 1632, дату возведения храма.
Церковь, разумеется, с перестройками, служила люберчанам три долгих столетия и была уничтожена в середине 30-х годов нашего века. Колокола были свезены в подвалы завода им. Ухтомского и в Великую Отечественную войну, видимо, пошли на переплавку. Церковная изгородь была перенесена к зданию школы №1, а потом и она бесследно исчезла.
Сколько было лет Грязеву, неизвестно. Умер 14 мая 1634 года. Похоронен в ограде Симонова монастыря в Москве. Простых смертных там не хоронили. В советское время монастырь был взорван.
Потом Люберцами владели родной брат Ивана Грязева - Мина и его сестра Прасковья. Она была замужем за Милославским, к ним и перешли Люберцы. Они продолжали накопительную политику Грязевых.
В 1674 году вотчину Милославских купил Приказ тайных дел. Люберцы были включены в группу селений, хозяйством которых занимался сам "тишайший" царь Алексей Михайлович. Центром стало сельцо Соколово на Москве-реке.
После его смерти Приказ был расформирован, селения раздарены. Люберцами в 1776 году завладел И. М. Милославский, любимый племянник первой жены царя Алексея Михайловича, и Прозоровские. В селе было 10 дворов крестьянских при 31 душе мужского пола (женщин и малолетних детей не учитывали). Был двор вотчинников и двор боярский.
Название села пытались заменить в середине семнадцатого века, когда после смерти царя Алексея Михайловича составлялись подробные описи селений. Напротив слов "в селе Либерицах” в описи можно найти пометку "Велели - Верицах". Но хоть и было велено называть село "Верицами", поправка все равно забылась.
15 февраля 1705 года по завещанию Прозововского Люберцы отказаны любимцу Петра I Александру Даниловичу Меншикову, который переименовал село Люберцы в село Ново-Преображенское.
Меншиков был правой рукой императора и всегда подчеркивал эту близость. Cо свойственной ему решимостью он перечеркивает прежнее название села и дает ему новое - Новопреображенское. Не известно доподлинно, что заставило его поменять название на Преображенское - причины исторические - название старинной сельской церкви Преображения Господня или желание еще раз связать свое имя с селом Преображенским.
"Старым" Преображенским было село, уже давно вошедшее в черту Москвы. Оно прославилось тем, что в нем, будучи еще ребенком будущий царь - Петр - не раз устраивал вместе с Меншиковым потешные игры.
Либерицы становятся селом Новопреображенским. Меншиков сделал все, чтобы Новое село затмило Старое: выстроил в Новопреображенском дворец, каменной плотиной перегородил пруд, разбил обширный парк. После ссылки Меншикова в Березово село перешло в казну.
Новопреображенское было известно не год и не два. Оно прошло через весь восемнадцатый век. И в девятнадцатом веке на топографической карте Московской губернии (составленной в 1866 году) упоминается Новопреображенское. Не менее двухсот лет название, данное Меншиковым, оставалось господствующим, хотя всегда в народе оставалось "подпольное" его название - Либерицы - Люберцы. Так продолжалось до начала века двадцатого.
После смерти Петра I Менщиков впал в опалу и Люберцы отдали в приказ Большого дворца.
16 апреля 1753 года императрица Елизавета подарила племяннику Великому князю Петру Федоровичу село Ново-Преображенское (Люберцы) и село Остров с приселками и деревнями. Великий князь со своей супругой (будущей императрицей Екатериной II) пожаловал в Люберцы.
Великий князь задумал построить в Люберцах роскошный дворец. Где брать материалы? В четырех верстах от селения, в лесной глухомани, был заложен кирпичный завод - там, где сегодня Люберецкий силикатный. История, как видим, повторяется. Но дворец не был достроен. В декабре 1761 г. скончалась Елизавета Петровна. Императором провозгласили Петра III. Недолго он правил. В июне 1762 г. гвардейцы возвели на престол его супругу под именем Екатерины II. Петр III вскоре был умерщвлен. Екатерина, вспоминая Люберцы, хоть и писала "Здесь мы считали себя в раю", но никогда больше их не посещала. Все, что было связано с ее покойным мужем, было ей ненавистно.
Недостроенный дворец был разобран и по камушку, по кирпичику перевезен в Москву на строительство Воспитательного дома. А бывший в Люберцах зверинец был отправлен в Измайлово, кроме одного дикого кабана, который был застрелен и отвезен на тезоименитство императрицы. Не пощадила она и Люберецкий конный завод. Он был закрыт.
Люберцы пустели. Резко обозначился их закат. А тут еще новая беда. С юга подкралась болезнь века - чума. Сия "прилипчивая болезнь" выкосила половину населения Люберец и Панков. Она была пресечена 2 декабря 1771 года.
Еще не забылся "чумной бунт", но уже надвигались новые грозные события. Осенью 1773 года в заволжских степях объявился "император Петр ”". Люберчане, поеживаясь, тайком передавали нелепые слухи. Своего хозяина, Петра Федоровича, они знали хорошо. Неужели воскрес из мертвых? Еде им было знать, что под личиной Петра скрывался беглый казак, атаман Емельян Пугачев. Самозванец вынашивал план похода на Москву по линии Зарайск-Коломна-Люберцы. Но обстоятельства заставили Пугачева повернуть на Дон.
Одно время ходила версия, что плененного Пугачева показывали крестьянам в Люберцах, проведя вроде очной ставки. Признают ли наши жители в дюжем бородатом мужике хилого бритолицего великого князя? Версия возникла благодаря куцей заметке в журнале "Листок московского краеведа" за 1925 год, где черным по белому было написано: "Пугачева везли в деревянной клетке и остановки его были, согласно распоряжениям, в поле, но отнюдь не в городах и селениях. Народ по его пути по московской губернии видел Пугачева лишь в с. Доможирове и с. Люберцах, где он ночевал. О показывании его в г. Бронницах существует лишь легенда".
Все не так. Журналисты ошиблись. Последний ночлег Пугачева перед въездом в Москву проходил в селе Ивановском, в ночь с 3 на 4 ноября 1774 года.
Что же касается пугачевцев, то они и впрямь доходили до нашего села. Так, московский обер-полицмейстер Архаров получил предписание: "Для сыска и поимки, появившихся около Люберец воров и разбойников извольте командировать тридцать человек донских казаков..."
Количество просмотров:
Вернуться в раздел История
Телефонный справочник
Краткий телефонный справочник.... |
|
Почта
|
|
Символика
|
|
География
|
|
Почётные граждане
|