ГлавнаяНовостиГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение
Поиск на портале...

История


История


 

У истоков Малаховки театральной

Еще в конце позапрошлого века Малаховка на карте не значилась. Девственными стояли здесь медноствольные сосновые леса купца-суконщика Малахова. (Не от него ли пошло название поселка?) Леса сосновые прорезала лишь ниточка Рязанской железной дороги. Она соединила этот уникальный уголок подмосковной природы со столицей в 1865 году. И вскоре в удивительной тишине пахучих сосен застучали топоры дачных поселенцев в Малаховке. Считается, что первую дачу в поселке построил в 1885 году основатель дачного селения, один из первых арендаторов земельных угодий Ф.И. Шпигель, а уже в 1895 г. "Московский листок" сообщал, что в Малаховке и Краскове, где еще не было собственной платформы, насчитывается более 300 дач. В 1908 г. в одной Малаховке их было 309. К этому времени там построили торговые ряды, первую в Подмосковье электростанцию. Был проведен телефон. Работали два больших магазина, почтовое отделение. На всю округу славились аптека и парфюмерия Шлезингера, который к тому же был опытным пиротехником и несколько раз в неделю забавлял местную публику красочными фейерверками. На земле господ Соколовых уже стоял храм в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

особая атмосфера дачной жизни в Малаховке: симпатичный сквер с пышными цветниками неподалекуС первого шага пассажира, прибывшего на паровичке из столицы, встречала особая атмосфера дачной жизни: симпатичный сквер с пышными цветниками неподалеку, прямо под кронами сосен, шумел веселый рынок - торговцы предлагали ягоды и фрукты, яйца и сметану, все из окрестных деревень самого отличного качества. Многие продавцы разносили товар прямо по дачам. В жару можно было посидеть на открытой веранде кафетерия Шлезингера, выпить чашечку кофе и кумыс, зайти внутрь. Приобрести необходимые аптекарские и парфюмерные товары. Врачи настоятельно рекомендовали Малаховку вместо Крыма и Кавказа легочным больным. (В том числе известный московский терапевт, профессор Г.А. Захарьин, который был славен искусством диагностики и лечения). Сосновый лес да еще с песчаной почвой был целителен…

Но не только песок и сосны привлекали сюда дачников. Гордостью подмосковного поселка был Летний театр. Принадлежал он землевладельцу Павлу Алексеевичу Соколову, который был хорошо известен в Москве, как любитель театрального искусства.

дом писателя Н.Д. Телешова

Когда-то места, где собирались ярчайшие дарования русского искусства - писатели, художники, актеры, музыканты - называли "литературными гнездами". В Малаховке таким "гнездом" был дом писателя Н.Д. Телешова, с его знаменитыми "Средами", которые летом собирались на его даче. Хозяин дома живо интересовался деятельностью Малаховского Летнего театра, всячески подбивал своих друзей и знакомых из театрального мира согласиться выступать на местной сцене. Не исключено, что потянулась в Малаховку творческая интеллигенция столицы именно по причине творческих встреч на даче у Телешова, местные дачи по преимуществу стали заселять актеры, писатели, художники, музыканты.

"В Малаховке бывали многие деятели искусств. Видную роль в этом сыграл Н.Д. Телешов, известный писатель, живший долгое время в Малаховке. Телешов в "Записках писателя" отмечает, что на даче жили и работали Бунин и Андреев, М. Горький. Серафимович читал в Малаховке перед писателями один из своих рассказов. В разное время к Телешову приезжал Лужский В.В. и Мигай С.И. Лужский - видный артист Художественного театра, ближайший помощник Станиславского и Немировича-Данченко. В Малаховке летом 1918 года на даче Телешова жил Федор Иванович ШаляпинУ Телешова гостил В.И. Немирович-Данченко и директор Малого театра Сумбатов-Южин. В Малаховке летом 1918 года на даче Телешова жил Федор Иванович Шаляпин с женой и детьми. В Малаховке летом 1915 г. Маяковский познакомился с Л.Ю. и О.М. Брик. На дачу к писателю Родионову-Тарасову приезжал Есенин. Они купались в озере, катались на лодке. Есенин с большим воодушевлением декламировал свои стихи. Одно лето (1913 г.) в Малаховке жил Суриков, знаменитый художник, автор картины "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"… Гораздо позже в Малаховке отдыхал Петр Петрович Кончаловский. Известны его картины "Цветы", "Первый снег", "Верхушки берез". Внимание его привлекла запущенная терраса. На ней в одной раме вместо разбитых стекол был натянут кусок холста, местами сильно поврежденного: от солнца и дождя краски поблекли. Кончаловский по мазкам кисти определил работу выдающегося мастера. Как потом выяснилось, это была затерянная картина Сурикова "Огородник". Ее отреставрировали. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. В тридцатых годах по приглашению пионерской организации детского городка приезжал поэт Долматовский. Ему тогда было около 20 лет. Е.А. Долматовский с большим настроением читал свои первые стихи. Летом 1936 года на даче жил Илья Ильф. Он был тогда серьезно болен. Врачи рекомендовали ему на лето Подмосковье, а на зиму Крым. В "Записной книжке" Ильфа есть упоминание о Малаховке и Краскове. Ему понравилась здесь природа - "шеренги сосен и воздух, пропитанный смолою…" В 1918-10 гг. жил с семьей в Малаховке Чертков Владимир Григорьевич, ближайший друг Л.Н. Толстого - "злой гений", по выражению Софьи Андреевны. Чертков охотно раздавал свои книжки и брошюры Льва Толстого, не художественные, а написанные в основном на религиозные темы." (Из материалов малаховского краеведа В.А. Протоклитова).

Первое упоминание о Малаховке театральной я обнаружила в журнале "Театрал" за 1896 год. Речь там шла о кружке любителей, игравшем на открытой сцене.

- "Управление Московско-Казанской железной дороги, желая доставить рабочим дороги развлечения, предполагает устроить для них в течение рождественских праздников несколько бесплатных спектаклей. Любителям из служащих управления дороги представлены будут "Женитьба" и "Ворона в павлиньих перьях", причем в антрактах будет играть собственный оркестр п/у г.Шеффера. Спектакли будут устроены в помещении мастерских дороги и состоятся 27 и 30 декабря, а затем 2 и 3 января будущего года". - Журнал "Театрал" за 1897 год сообщал:

- "В дачной местности Малаховка (в 27 верстах от Москвы по Московско-Казанской ж.д.) кружок любителей, преимущественно из служащих названной дороги, в истекшее лето дал 7 спектаклей. Прошли следующие пьесы: "В неравной борьбе", "Светит да не греет", "Лакомый кусочек", "В осадном положении", "Ранняя осень", "Хоть тресни, а женись", "В старые годы", "Ночное", "Шашки", "Молчание" и "Предложение". Постановка отличалась тщательной срепетовкой и общим ансамблем.

В антрактах играла прекрасная капелла Московско-Казанской железной дороги под управлением г. Шеффера.

В материальном отношении дела кружка тоже шли очень недурно, благодаря симпатиям и вниманию местной дачной публики, которая очень охотно посещала открытый театр.

Чистая прибыль поступает на осуществление заветной мечты заправил кружка - на устройство "передвижного" народного театра. Ввиду успешного начала предполагается построить в будущем году в Малаховке закрытый театр и ставить в нем спектакли еженедельно".

Был ли построен такой театр в предполагаемом 1898 году в Малаховке? - не известно. Информацию о спектаклях нахожу только за 1903 год.

- "В воскресенье 6 июля под управлением А.А. Бодровского при участии талантливой артистки Кусковского театра Ассеевой дан был трехактный фарс "Ниобея" (мраморная гувернантка). В роли горничной Кати г-жа Лилина.

В антракте, несмотря на мокрый грунт, подростки и юнцы с наивными девицами танцевали и резвились без устали. Площадка перед сценой (с местами для публики), а равно и небольшой садик были переполнены публикой. Очень хорош оркестр под руководством г.Шеффера. ("Театральный курьер").

Что нового сообщает "Театральный курьер"? - Во-первых, то, что в 1903 году в Малаховке уже играют профессионалы. А во-вторых, что сцена по-прежнему остается открытой… Пресса начинает публиковать рецензии на спектакли подмосковного театра в Малаховке. Вот одно подтверждение тому:

- "Перенесенный из-за дождя на вторник, 22 июля, спектакль прошел с полным успехом, дружным ансамблем и большим entrain. Капитальная пьеса, четырехтактная комедия "Злая яма", К.И. Фоломеева была разыграна a livre ouvort…

Не могу обойти молчанием крайне некрасивый поступок г-жи Евгеньевой-Казанской (Шумиловой), приславшей перед самым началом спектакля телеграмму об отказе участвовать в спектакле. Волей-неволей пришлось сделать купюры… Оказывается, что весь сыр-бор загорелся из-за того, что этой "непризнанной" Рашели должен был суфлировать настоящий профессионал, а не личный ее суфлер, тот самый, что не выговаривает 36 букв в российской азбуке…

Танцы под оркестр г.Шеффера прошли очень оживленно. Публики было предостаточно. ("Театральный курьер", 28 июля).  

Скорее всего, летний театр, закрытый профессиональный, был построен в 1905 году. Пресса сообщала:

- "8 мая открывается Летний театр в Малаховке (Казанской железной дороги) драмой "Чужие" Потапенко. Театр, построенный г. Г.С. Галицким, вмещает 1000 человек… ("Театр и искусство").

"Владелец дачного театра в Малаховке артист Галицкий поставил для открытия Летнего сезона "Чужие". ("Театральная Россия").

Не исключено, что театр Галицким был построен и в 1904 году.

Далее, до 1910 года этот театр арендуют разные лица, в основном актеры.

1907 год. "Русское слово" сообщает: "Летний театр в Малаховке на предстоящий сезон снят артистом Набатовым А.Е. (режиссер Т.С. Карский)".

1909 год. "Театр в Малаховке сняли бывшие рязанские антрепренеры в лице г.г. Беляева, Дара-Владимирова и Ротмистрова. Открытие театрального сезона - 1 мая. ("Рампа и жизнь").

- "В дачной местности Малаховка на летний сезон театр снят товариществом драматических артистов, в которое вошли А.М. Беляев, И.Н. Ротмистров и Дара-Владимиров. В настоящее время все красится и подновляется и скоро Малаховский театр принимает свой обычный вид". ("Новости сезона").

1910 год. "Сезон в Малаховке открывается 16 мая. Снял театр г.Швельнус, режиссером приглашен В.А. Сашин. Для открытия идут "Без вины виноватые". ("Рампа и жизнь". №19).

(В.А. Сашин - известный артист Малого театра. Имя его сегодня, увы, забыто… даже упоминания не найти о нем в кинословаре, а ведь он был одним из первых русских кинооператоров. На Малаховской сцене В.А. Сашин не только осуществлял постановки, но и с большим успехом выступал в "характерных" ролях. В августе 1910 года театральная пресса отмечала его бенефис в популярной тогда пьесе Д. Айзмана "Жены").

В том же 1910 году, но уже в №21 "Рампа и жизнь" сообщала, что:

- "Открытие театра, арендованного Союзом сценических деятелей, все откладывавшееся из-за пожарно-технических недочетов, назначено окончательно на воскресенье 23 мая. Для открытия идет "Женитьба Белугина".

Почти после каждого спектакля в Малаховке из года в год пресса констатировала: "театр был переполнен", "театр был совершенно полон". "Были случаи, когда на сцене не могли удержаться от смеха сами актеры". "В театре же стоял сплошной стон и аплодисменты прорывались даже среди действия…".

При постоянном успехе "сюрпризы" театру преподносила разве что не погода. Так в 1909 году журнал "Рампа и жизнь" сетует на то, что "антреприза в Малаховке была "золотым дном" для летних антрепренеров".

На следующий год журнал снова писал: "Опять хмурится небо, а глядя на него хмурятся и дачные антрепренеры". Лето вновь выдалось дождливым и холодным. И несмотря на сообщение театральных программ и афиш, что спектакль состоится при любой погоде, дачники и местные жители предпочитают в такие промозглые вечера коротать время у домашнего самовара или на худой конец у пыхтящего самовара в привокзальном буфете. А антрепренеру, подсчитывая выручку всего в 7 рублей, что дало открытие сезона в мае месяце или 50 рублей на Троицын день - оставалось только прослезиться и махнуть рукой на "безнадежно испорченное место".

Ан, нет! Непогода все-таки не становится решающим фактором в судьбе Малаховского театра. Он по-прежнему оставался удачливым и продолжал делать полные сборы. Но была и еще одна причина, которая не могла не сказываться отрицательно на финансовой стороне театров…  "Перепроизводство" и засорение театрального рынка. "Так называемых" актеров плодится из года в год все больше и больше. В этом много повинны театральные школы, открывающиеся в последние годы, как мелочные лавочки на каждом углу. Перепроизводство родит безумную конкуренцию. Можно ли удивляться, что публика неохотно посещает летние спектакли, когда зимой она имеет возможность смотреть их в лучшем исполнении и с лучшей обстановкой". ("Рампа и жизнь").

Другой год, другой журнал, а мысли схожие: "В Московской губернии не найти, пожалуй, поселка, железнодорожной станции, где в то или иное время на возникала дачная антреприза. Для одних - дань модному поветрию, для других - страстное желание радовать людей праздником театра".  

… Обычно труппы собирались "с бору по сосенке" в надежде погреть руки на пристрастии к зрелищам невзыскательной провинциальной публики. Туда нередко подавались "непризнанные гении", считавшие выучивание ролей пустой тратой времени. Сложился даже особый тип "дачного актера", этакого мастака на все руки. Они с такой же легкостью ставят и Островского, и дешевые водевили. Но… Малаховка!.. С завидным постоянством сообщала пресса: "своеобразный культурный центр, одно из самых посещаемых мест среди дачных сцен ближнего Подмосковья".

В начале 1910 г. наметился упадок дачных театральных предприятий. Серьезные режиссеры вконец охладели к дачной антрепризе. Малаховский же театр по-прежнему оставался удачливым и заметно рентабельным. Именно в эти годы сложился интересный коллектив единомышленников. Не последнюю роль играл и тот факт, что Малаховка традиционно считалась любимым местом отдыха актеров Московских театров.

Говорят - театр начинается с вешалки. Малаховский дачный театр начинался с афиш. Прочтя ее, зритель, вконец заинтригованный, просто не мог пройти мимо обещанного ем необыкновенного праздника и стремглав бежал в кассу покупать заветный билет. (Из рассказа старожила).

Большими мастерами по части оформления спектаклей слыли художники Пашковы. Красочная афиша, выполненная ими в один из июньских дней 1908 г., живо рисует атмосферу театрального праздника:

ЖДЕМ ВАС ТОЛЬКО В НАШ НОВЫЙ ТЕАТР!

Вы будете свидетелями битвы конфетти, разноцветного серпантина! Море живых цветов и летучая почта! По окончании спектакля "Жаворонок" - "Живые картинки: от Бояна до наших дней" в саду будет сожжен блестящий фейерверк работы московского мастера Шлезингера. Сад будет иллюминирован. Всего за один вечер - тысячу развлечений. - Любимые артисты, танцы, кегельбан, духовой оркестр.  

Согласимся, нужно немало фантазии, энергии, чтобы устраивать подобные представления два, а иногда и три-четыре раза в неделю, с мая по сентябрь.

Дачный сезон обычно заканчивался в сентябре. Дачи пустели. На деревьях уже не пестрели яркие листы цветной бумаги, на который сообщалось большим буквами, что, например, роль Анны Петровны исполнит Ольга Ивановна… Канули в Лету, в безвестность имена актеров и антрепренеров дачных театров, как исчезли с лица земли и сами театры, да они и не были рассчитаны на долговечность. А вот Малаховский театр?! …Не зря видать откладывалось открытие сезона, чего-то недосмотрели. Из-за пожарно-технических недочетов театр все-таки сгорел в 1910 году.

 

(Из воспоминаний краеведа А.П. Ловачева)

 

"В Малаховке в общественном парке "Летний сад" находился театр Пермякова (такое название театра встречается лишь у краеведа А.П. Ловачева), сгоревший в 1910 г. На месте сгоревшего в 1911 г. П.А. Соколовым сроится новое театральное здание".

Сегодня трудно представить, что когда-то центр духовной и культурной жизни летом перемещался из Москвы в Малаховку…

А начиналось все так:

 

В Бронницкую уездную Земскую Управу

Землевладельца коллежского секретаря

Павла Алексеевича Соколова

 

Представляя при сем план общей местности и детальных чертежей имеющего быть выстроенных в имении моем "Соколово-Малахово" при станции "Малаховка" деревянного летнего театра, каковой театр на общем плане обозначен Лет.Т., имею честь покорнейше просить Управу дать заключение о том, что со стороны Управы препятствий к сооружению указанного театра, согласно чертежей для немедленного предоставления в Московское Губернское правление, не будет. На предмет получения разрешения предоставленные планы и чертежи составлены Городским Архитектором Надворным Советником Львом Францевичем Даукша, которому вверено также и наблюдение за постройкой театра; ему же, Л.Ф. Даукша, вверено подать настоящее прошение и получить для доставления в Губернское Правление удостоверение. 1911 г. марта 31 дня.

 

Коллежский Секретарь

Павел Алексеевич Соколов

 

2 апреля 1911 г. утвержденный план за №46 отправлен просителю. (Из документов исторического архива краеведа А. Шапошникова).

Всего за 52 дня новое здание театра на 500 зрительских мест построила артель рязанских плотников. Торопились к открытию театрального сезона 1911 года. При ремонта театра на 500 зрительских мест построила артель рязанских плотников. Торопились к открытию театрального сезона 1911 года. При ремонте театра в 1966 г. был найден договор владельца театра П.А. Соколова с артелью плотников о сроках строительства. По рассказам очевидцев автором рисунка фасада здания в греческом стиле был Ф.И. Шаляпин. Существует предание, что Федор Иванович, чтобы ускорить строительство культурного центра в дачном поселке, заключил с Соколовым пари на ведро шампанского. Певец проиграл, но достиг желаемого: к открытию сезона все было готово.

Облик нового театра указывал на неординарность постройки:

"Полукруглый фасад здания украшен шестью ионическими колоннами, образующими глубокую лоджию, по сторонам которой поставлены закрытые портики с двумя пилястрами, завершающиеся вверху декоративными надстройками. К главному входу, расположенному по продольной оси театра к проходящему через амфитеатр и партер непосредственно к сцене, вела широкая лестница. Внутренняя планировка и конструктивные элементы театра были приняты по образцам широко применяемым в то время для строительства летних театров. Сцена глубокая, с высокими колосниками, по бокам сцены расположены 6 артистических уборных. Перед сценой помещение оркестра. Партер с горизонтальным полом, окаймленный с боков 12-ю ложами. Партер использовался во время балов, для танцев.

Зрительный зал театра и артистические уборные имели электрическое освещение, крайне редкое в те годы в летних театрах, получаемое от специально построенной электростанции, оборудованной 8-ми сильными двигателями".  

 

(Из документов архива краеведа А.П. Ловачева.)

 

Новый театр заметно отличался от сгоревшего, где на втором этаже располагалась уютная гостиница для актеров. При новом театре гостиницы не было, ее заменили комнаты в доме возле аптеки, там опоздавшие на последний поезд актеры могли переночевать.

- "В Малаховке - отличный театр. Красивый, стильный. Его белые колонны так четко и красиво вырисовываются на зеленой лесной декорации… В нем есть что-то строгое, внушительное.., - писала пресса.

В этом театре артисты Малого театра г.г.Головин и Муратов стараются насадить искусство настоящее, а не специфически "дачное".

 

("Рампа и жизнь". 1911 г.)

 

На спектакли в Малаховку съезжалась публика со всей Казанской дороги. Зрителям сообщали расписание отправлений и даже остановки поездов, доставляющих их к началу спектакля, и время отправления последних поездов, отбывающих в сторону Москвы и в сторону Раменского, время и номера дополнительных поездов и что к окончанию спектакля к театру подаются вагоны конного трамвая. В имении господ Соколовых ходила конка, расстоянием в три версты - по улице Петропавловской, теперь Советской, от платформы Удельная до театра. Конка была картинным остатком прошлого Москвы, с таким же открытыми вагонами. Она просуществовала до 1914 года. С началом войны конку ликвидировали. Военному ведомству потребовался металл.

Малаховского зрителя знакомили с лучшими спектаклями Художественного театра, театра Корша, оперетты, театра "Летучая мышь", театра Незлобина, "Кривого зеркала", Малого театра…

На сцене был представлен почти весь репертуар Островского. Шли пьесы Чехова, Шекспира, Бернарда-Шоу, Бомарше, Гольдони, Немировича-Данченко, Леонида Андреева, Ибсена, Гауптмана…

Трудно перечислить все названия спектаклей, с которыми знакомили малаховскую публику. 300? 400? 500? Многие из тех названий сегодня и не помнят. А когда-то их восторженно принимал интеллектуальный зритель: "Две утки", "Васильковые дурачества", "Джентльмен", "Дикарка", "Темное пятно", "Недомерок", "Легкомысленная комедия для серьезных людей", "Хорошо сшитый фрак", "Пляска жизни", "старческая любовь" (старообрядка), "Подросток", "я так хочу", "Женщина в 40 лет", "Обнаженная", "Шальная девчонка"…

Многие любимые актерские имена тоже преданы забвению. Кто сегодня слыхол о них? - Б. Горин-Горяинов, Е. Лепковский, Л. Рындина, М. Писарева, Г. Терехов, В Папазян, Л. Яворская, В. Орлова, И. Неведомов, Гондатти, Лешковская, Рощина-Инсарова (сестра В.Н. Пашенной)…

На Малаховской сцене выступали выдающиеся мастера русского драматического искусства: А.А. Яблочкина, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, О.О. и П.М. Садовские, М.М. Петипа, И.Н. Певцов, Н.М. Радин, Е.М. Шатрова, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.Г. Коонен, Ф.Г. Раневская… Наличие оркестровой ямы и прекрасная акустика позволяли слушать и оперных певцов. Пели: Ф. И. Шаляпин, Л.В. Собинов,  А.Н. Нежданова, В.Р. Петров. Танцевала прима-балерина Большого театра Е.В. Гельцер. Говорят, что и знаменитая танцовщица Айседора Дункан не обошла Малаховскую сцену. Пели Александр Вертинский и Вера Панина. Веселили публику Смирнов-Сокольский, Хенкин, Ярон…

Давая свою последнюю гастроль Ф.И. Шаляпин оставил на деревянной стене одной из артистических уборных театра автограф "Ф.И. Шаляпин, 1920 г."



На сцене Малаховского театра играла и жена брата хозяина театра Павла Александровича Соколова - Сергея Кречетова (это псевдоним поэта и театрального критика Сергея Александровича Соколова) - Л.Д. Рындина. Пресса отмечала игру О. Правдина и Л. Рындиной в водевиле "Лев Гурыч Синичкин".

Ряд декораций к спектаклям был написан по эскизам Главного художника Императорских театров К.А. Коровина. По воспоминаниям старожилов, шли спектакли и в декорациях Марка Шагала, который в первые годы после революции учил живописи детей в Малаховской еврейской колонии.

Можно говорить о двух периодах расцвета театра в Малаховке. Перввый - с 1911 г. (после пожара 1910 г.) по 1917 год. Второй - с 1919 г. по 1934 г., (когда на смену увлечения театром пришел кинематограф). Первый связан с антрепренерами С.А. Головиным, М.Я. Муратовым, М.Ф. Лениным, актерами Малого театра. Второй - с его директором, администраторов Иосифом Ивановичем Дарьяльским ("Неистовым Иосифом" или "Королем суфлеров", как величали его актеры "Дома Островского", где он прослужил в должности суфлера без малого 50 лет.)

До Октябрьских событий 1917 года летнюю антрепризу составляли постоянные труппы из ведущих актеров театров Москвы и Петрограда. После революции постоянных трупп в Малаховке не стало. Инициатором и организатором гастрольных выступлений становится И.И. Дарьяльский.

С 1934 года у театра начинается новый период - кинематографический. На смену И.И. Дарьяльскому приходит В.М. Фроленков, и Малаховский Летний театр становится обычным кинотеатром. За годы директорства Фроленкова (1934-1936 гг.) всего лишь несколько спектаклей (не без участия Дарьяльского) было показано зрителям, раз или два в сезон.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел История

Соседние подразделы:
Телефонный справочник
Краткий телефонный справочник....
Почта
Символика
География
Почётные граждане
Общение на сайте
Город Люберцы – город (с 1925) в России, административный центр Люберецкого района Московской области. Железнодорожный узел в 19 км к юго-востоку от Казанского вокзала....
Открыть раздел Город
Работа
Открыть раздел Работа
The LineAct Platform